Права я или нет, плохой он или хороший, друг или враг – созависимая личность склонна к полярным суждениям, не допускающим промежуточных вариантов и оттенков. Созависимые всегда знают, что должны делать другие люди, склонны давать оценки и советы, даже когда их не просят. Часто, если в семье несколько человек, созависимая личность стремится переманить на свою сторону других людей (как правило, чтобы «дружить» против кого-то, например, члена семьи, страдающего зависимостью). Поскольку одна из черт созависимости это зависимость от оценок окружающих созависимым крайне важно признание всеми их правоты. Быть всегда на высоте, удерживать планку, контролировать других, манипулировать ими – вот внутренняя потребность созависимой личности. Такие люди всегда знают все лучше других, ни с кем не соглашаются. Такая позиция очень серьезно затрудняет общение в семье, а также способствует консервации зависимости.
Хотя внешне созависимая личность производит впечатление самоуверенного и надменного человека, внутри это беззащитный ребенок, который не знает, как справиться с проблемой, которая на него свалилась. Более того, этот внутренний ребенок совершенно потерял веру в себя, рассуждая примерно так: «если я не могу с этим справиться, то я совершенно ничего не стою».
Такая эмоциональная подавленность возникает не на пустом месте. Чаще всего это результат бесплодной борьбы за какую-то идею, которая оказалось не под силу. Если в родительской семье имелась зависимость или существовала какая-то другая эмоционально тяжелая ситуация (серьезная болезнь одного из родителей), ребенок мог взять на себя функции взрослого, вынужденно слишком рано повзрослел (см.,например, материал про психологический инцест). При этом эмоционально он еще не был готов справиться с этой ситуацией, точнее пытался справиться такими детскими способами, как разделение на плохое и хорошее, черное и белое, или использование мифологического мышления.
Мифологическое мышление представляет собой один из механизмов психологической защиты, активно используемый созависимой личностью. Желаемое выдается за действительное. Отсюда возникают такие мифы, как, например, «мой муж не алкоголик, он ведь приносит домой зарплату» (в реальности очень многие алкоголики способны содержать семью достаточно длительное время) или «мой сын не наркоман, ведь он такой хороший» (правда состоит в том, что человек может быть действительно очень хорошим, но зависимость от психоактивных веществ – это болезнь, которой страдают и плохие, и хорошие люди). Еще один распространенный миф: «у меня проблем нет, проблемы у моего мужа/сына». На самом деле это может быть и правда, а может быть и так, что у вас тоже есть проблема – ваша созависимость, которая не позволяет сосредоточиться на своей жизни, а просто подмывает заняться решением чужой проблемы – проблемы зависимости вашего близкого.
Мифологическое мышление помогает выжить за счет того, что смягчает ситуацию, оставляя надежду на лучшее, защищая от осознания реальности, когда она слишком болезненна. В то же время, когда оно используется длительное время, оно затуманивает наше восприятие, затрудняет своевременное осознание опасности и может сыграть с нами очень плохую шутку. Представьте, например, что вы стоите над пропастью с закрытыми глазами и в полной уверенности, что это не пропасть, а всего лишь небольшой мягкий спуск, и что, если вы даже и упадете, вас поймает страховочная сетка. Не пора ли открыть глаза?