Инициация женщины

инициация женщиныИнициация как обрядовое действие, обозначающее смену социального статуса человека, давно ушла в прошлое. Тем не менее, такое явление, как инициация женщины, продолжает оставаться актуальным и в наши дни. В первую очередь это касается возрастных изменений, таких, как превращение девочки в девушку, девушки в женщину, женщины в старуху. И, конечно же, речь здесь идет не столько о физических процессах, сколько о психологических. Ведь именно здесь кроются причины возрастных кризисов: подросткового, кризиса среднего возраста и т.д. В ходе инициации женщина должна разрешить некий социально-психологический конфликт, свойственный определенной стадии ее жизни. От того, насколько успешно пройдет очередная инициация женщины, то есть насколько успешно будут преодолены эти конфликты, серьезно зависит ее психологическое и социальное развитие.

Интересно, что пути успешного, равно как и неуспешного прохождения инициации женщины нашли отражение в сказках, как в народных, так и в некоторых авторских. На это обращает внимание Р.П.Ефимкина в своей книге «Пробуждение спящей красавицы. Психологическая инициация женщины».

Итак, первая инициация женщины (превращение из девочки в девушку) связана с необходимостью отделения от родителей и обретения самостоятельности. Другими словами – возможность жить без родительской поддержки и обретение сексуального партнера. Многие девочки-подростки отмечают, что в этот период  их мама становится совершенно другим человеком, как будто ее подменили. При этом, естественно эти изменения расцениваются девочками как негативные. Недаром в сказке всегда не мать, а мачеха выгоняет девочку из дома. Интересно при этом, что отец в сказке, хотя и не рад такой ситуации, но все-таки подчиняется требованиям мачехи и сам увозит дочь в лес, где ее ждут испытания. Что же происходит в реальности, о чем иносказательно говорит нам сказка?

Изначально дочь в семье растет как бы в треугольнике «женщина (мать) – мужчина (отец) – ребенок (дочь)». Затем по мере наступления подросткового возраста роли участников меняются на «женщина (мать) – мужчина (отец) – девушка (дочь)» и мать с дочерью психологически становятся как бы соперницами за одного мужчину. Таким образом, дочь должна разрешить для себя сразу два конфликта: с матерью и с отцом, в душе которых также происходит конфликт. Вот почему в сказках это выглядит так, что фактически оба родителя – махеча (мать дочери, в силу психологических причин вынужденная демонстрировать  такое отношение и поведение) и отец – выгоняют дочь из дому. Необходимо отметить, что несмотря на болезненность этой ситуации для всех участников лучше если ситуация будет обстоять именно так, поскольку только так героиня (девочка-подросток) сможет стать самостоятельной и найти своего мужчину (не отца). Так, например, в сказке Морозко у падчерицы все складывается в итоге благополучно. А то, что происходит с ее сестрами – наглядный пример того, что происходит, когда девочке родители не разрешают повзрослеть.

Вторая психологическая инициация женщины связана с переходом в фазу продуктивности (превращением из девушки в женщину). Под продуктивностью понимается способность творить в любой сфере, будь то рождение детей, забота о доме, хобби, работа и другие сферы самореализации. Важное отличие этой инициации от предыдущей в том, что если тогда героиню фактически насильно выгоняют из дома, теперь она сама отправляет на поиски. Вспомним, например, вторую часть сказки «Аленький цветочек», когда в назначенный час девушка сама решает вернуться к чудищу, хотя по большому счету ничего не мешает ей остаться дома. Важное приобретение в конце второй инициации женщины – эмансипация молодой семьи от свекрови и осознание себя хозяйкой в доме. В сказках влияние свекрови обычно проявляется через запрет мужа что-то делать (например, смотреть на него, видеть его и т.д.). Женщина должна как бы расколдовать своего мужа через конфликт со свекровью, которая отказывается делить его с другой. Но это еще не все. После этого женщина проходит еще и определенные испытания, чтобы стать продуктивной и такой же сильной как мать мужа. Что происходит, если вторая инициация женщины оказывается неудачной? Об этом опять же говорит судьба сестер или ложных жен в сказках – очень часто они умирают. В реальной жизни, речь идет, конечно, о символической смерти: когда человек попадает в стагнацию, чувствует скуку, собственную несостоятельность, раздражается на себя и окружающих – то есть не живет полной жизнью. Именно поэтому так важно пройти вторую инициацию, приобрести новые личностные качества, новые поведенческие стратегии, которые дадут возможность выполнять задачи более высокого уровня, позволят наполнить жизнь женщины новым содержанием. Фактически позволят ей дышать полной грудью.

Третья инициация женщины связана с переходом в старость: женщина становится старухой. В волшебных сказках старухи крайне редко выступают главными героинями. Чаще они  помогают героине или герою, испытывают ее/его, дарят различные волшебные средства для успешного прохождения испытаний. Вспомним, к примеру, фею-крестную, бабу-Ягу и т.д. Это означает, что и в реальной жизни со временем женщина должна уступить главные роли более молодому поколению, оказывая в то же время ему психологическую поддержку, используя ту жизненную мудрость, которую она приобрела с годами. Когда наступает необходимость такого перехода? Очевидно, когда вырастает молодое поколение (дети женщины) и она сама теряет продуктивность. Этот процесс крайне тяжел, прежде всего психологически, но в конечном итоге его необходимо пройти, чтобы обрести новую грань самореализации и душевного покоя.

 

 

Запись опубликована в рубрике Психология женщин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.