Мы продолжаем цикл статей о психологии созависимости. С предыдущими статьями, в которых речь шла о таких особенностях созависимых людей, как низкая самооценка, болезненная зависимость от оценок окружающих, отказ от себя и своих чувств, страдания и использование механизмов психологической защиты – можно ознакомиться по соответствующим ссылкам. Сегодня речь пойдет о таких чертах созависимости, как страх и тревога.
Страх и тревога – постоянные спутники созависимых людей. Вопрос «а что если…» с различными негативными продолжениями просто преследует их. Психология созависимости такова, что человек начинает постоянно жить под действием страха, многие поступки совершаются под влиянием этого ощущения. При этом страх может касаться практически чего угодно: страшно быть брошенной, страшно столкнуться с реальностью, страшно, что слушится самое худшее, страшно потерпеть неудачу, страшно потерять контроль над ситуацией и над собой. К слову, психология созависимости предполагает сложные отношения человека с вопросами контроля (см.подробнее статьи про контролирующее поведение)
В ситуации страха может послужить некоторым утешением мысль о том, что все ситуации, с которыми нас сталкивает жизнь, нам по силам. Никакое испытание не дается нам без сил и возможностей для его преодоления. Правда, есть один нюанс: мы можем справляться только со своими собственными проблемами. Решать чужие проблемы нам не под силу. Каждый человек способен сам преодолеть свои трудности. Имеются в виду, конечно, взрослые самостоятельные люди, а не грудные младенцы или немощные старики, которые не могут решить свои проблемы и удовлетворить потребности без нашего участия. Зависимость близкого человека – не та проблема, которую мы можем решить. Мы лишь можем принять ситуацию как есть и сделать что-то, чтобы избавиться от своей созависимости.
Нельзя сказать, что страх – это однозначно плохо. Какие-то типы страха могут работать на человека, когда, например, боясь не справиться с какой-то работой, он предпринимает усилия для того, чтобы как можно лучше к ней подготовиться. Ставить себе высокую планку и стремиться к ней на каком-то этапе может стать неплохим способом заглушить тревожность и параллельно усовершенствовать свои знания и навыки. Если, конечно, это не превращается в безграничный перфекционизм, который может навредить личности.
Тем не менее, страх часто действует таким образом, что парализует активность человека, блокирует его свободу самовыражения, продуцирует ощущение скованности, загнанности и т.п. Аналогичное действие оказывает и тревога: мешает радости жизни, не дает расслабиться, держит в постоянном напряжении, истощая нервную систему. Часто под тревогой скрывается нелюбовь к себе, стремление наказать себя, нежелание простить себя, недоверие себе и своим чувствам.
Некоторые люди считают, что тревожные мысли и страхи позволяют отогнать беду, но это не так. Тревога и страх действуют с точностью до наоборот: мы лишь привлекаем в свою жизнь то, чего боимся. Они отвлекают нас от жизни здесь и сейчас, об удовлетворении реальных потребностей. Часто страх лежит в основе контролирующего поведения. В результате потворства этим чувствам формируется привычка тревожиться, и со временем человек начинает забывать, как можно жить иначе. Страх становится нормой жизни. Часто он живет под маской грусти, подавленности и т.п.
Безусловно, когда-то страх помог нам выжить. Но со временем превратился их помощника в лютого врага, который отсасывает жизненную энергию. Работа со страхами является одном из важных шагов на пути преодоления психологии созависимости.
Избавиться от страхов помогает обретение доверия к жизни: давайте разрешим событиям разворачиваться так, как они разворачиваются. Никогда не знаешь, возможно, то, что сейчас кажется плохим, лишь начало пути к чему-то хорошему. Доверие – это принятие жизни как она есть, вера в мудрость бога, вселенной, мира и людей.
Тревога и страх излечиваются любовью. Поэтому взращивание любви к себе, забота о себе, разрешение жить свободной жизнью, избавление от напряжения через расслабление. Научиться расслаблению часто помогают различные виды физической активности, в том числе и телесно ориентированная терапия.
Кроме того, отмечена такая закономерность, что пока страх таится в наших мыслях, он кажется гораздо более сильным и значимым, чем тогда, когда он выпущен наружу: выражен словами, нарисован и т.п. Возможно, именно вербализация страха может стать первой ступенькой на пути его преодоления.